Почему я выбираю систему Монтессори?
- Могилева Вера Николаевна, к. псих. н.
- 16 февр. 2016 г.
- 6 мин. чтения

Вот уже 9 лет я занимаюсь системой Монтессори-образования и не могу сказать, что я ее досконально изучила, т.к. в ней лежит масса глубинных психологических, педагогических и философских аспектов, которые можно раскрывать и познавать всю свою жизнь. Но те моменты, которые открылись мне за этот промежуток времени, удивляют и восхищают. Ими мне и хочется с вами поделиться.
Имея педагогический опыт вузоского преподавателя и работая, как дошкольный и школьный педагог, и детский психотерапевт более 20 лет, я могу сказать, что на сегодняшний день, с моей точки зрения, система Монтессори является наиболее эффективной для воспитания счастливого, самостоятельного и самодостаточного человека, успешно адаптирующегося в современном мире.
Последний фактор наиболее важен. В современных условиях темпы происходящих изменений в социальных, экономических, культурных, бытовых и т.д. условиях очень высоки. Пожалуй, ни один взрослый точно не может спрогнозировать модель даже весьма недалекого будущего, например, ближайшего десятилетия. Соответственно, мы не знаем, в каких условиях будут жить наши дети. Как же мы можем готовить их к будущей жизни, даже приблизительно не предполагая, какой она будет? Вариант один: не просчитывать модели будущего, а помочь ребенку сформировать высокий уровень адаптивности к быстро меняющимся условиям.
Именно такую проблему ставит система Монтессори в качестве своей главной образовательной цели. А ведь данной системе уже более 100 лет!
Высокая адаптивность достигается за счет ряда уникальных педагогических и социальных механизмов, заложенных в системе Монтессори. Весь образовательный процесс построен на формировании самостоятельности, опирающейся на свободу выбора. Свобода в системе Монтессори – это не вседозволенность, как часто думают многие, а свободный выбор в ограниченных условиях, опирающийся на последующую ответственность за совершенный выбор. При этом у ребенка формируют осознанный выбор, который он не просто делает сам, но и вполне готов за него отвечать.
Среда Монтессори имеет для ребенка определенные ограничения – правила, которые позволяют ему понять и принять некую социальную модель общества, т.е. это жизнь по правилам. Ребенок усваивает, что с изменением среды, меняются и правила. Это понимание и обеспечивает высокую адаптивность.
В Монтессори-среде делается упор на формирование адекватной самооценки ребенка и самоуважения. Человек, который не уважает себя, не сможет уважительно относиться к другим. Поэтому дети в классах Монтессори демонстрируют образцы удивительного социального поведения, которым впору поучиться у них взрослым. Например, вежливому обращению друг с другом, проговариванию своих чувств, умению конструктивно решать конфликтные ситуации, причем делают они это из позиции взрослого.
Важным, на мой взгляд, в системе Монтессори является то, что она опирается на психофизиологические законы развития ребенка, чего нельзя сказать о традиционной системе обучения. Например, у подростков резко снижается продуктивность запоминания в силу физиологических и психологических причин, при этом школа, наоборот, увеличивает объемы текстов, необходимые для запоминания, что приводит к возрастанию числа школьных стрессов у детей и другим негативным последствиям. В начальной школе, когда ребенку важна наглядность и все еще опора на сенсорное обучение, произошел переход к абстракции. В результате дети заучивают, но не понимают. В Монтессори-классах при изучении материала упор делается прежде всего на понимание через чувственный опыт, через создание условий для практической реализации полученной информации. Более того, детей учат самостоятельно данную информацию добывать, часто не давая готовых ответов. Этот механизм обучения очень важен в современных условиях, т.к. найти информацию не составляет труда, а вот умение ее грамотно использовать – это редкий навык, формированию которого уделяется большое внимание в системе Монтессори.
Формирование высокого уровня социализации, как мы указывали выше, у монтессорианских детей происходит за счет правил. Сами правила в Монтессори-классе даются детям не ради правил, а ради организации взаимоудобной жизни. Набор этих правил очень ограничен и их появление обусловлено стремлением обеспечить безопасность каждого конкретного ребенка и бережное отношение к себе, окружающим людям и среде. Но безопасность рассматривается не с позиций ограничений, т.е. лишить ребенка возможности общения с окружающим миром (убрать все, что кажется взрослому опасным – вилки, ножи, крутые лестницы и т.д.). Обеспечение безопасности в Монтессори среде достигается за счет показа ребенку КАК надо грамотно и аккуратно действовать с тем или иным предметом. Например, в Тоддлер-классе (от 1 до 3-х лет) мы можем увидеть настоящие ножи, вилки, иголки и т.д. Ребенку показывают, как аккуратно можно с ними обращаться, и малыш старается изо всех сил делать также. Если опасные предметы убрать от ребенка, то его интерес к ним не пропадет, а, наоборот, будет нарастать. В тот момент, когда взрослый ослабит контроль, ребенок завладеет желанным предметом, но, так как он не знает, что с ним делать, данная ситуация окажется реально травматичной и опасной для него.
Из данного положения вытекает еще одно важное и ключевое условие Монтессори-метода – НАДО ВЕРИТЬ В РЕБЕНКА! Этот, казалось бы, вполне понятный лозунг, на деле оказывается совсем не простым. Как показывает практика, доверие современных родителей к своим собственным детям и педагогов снизилось в разы. Если около 20 лет назад ребенка 6-7 лет мама вполне была готова оставить одного дома, доверив ему разо.греть обед на газовой плите, не имеющей электроподжига и функции контроля за утечкой газа, то сейчас ребенка этого возраста могут даже не допустить поставить суп в микроволновку.
Доверие кому-то чего-то – это сложный психологический механизм. Чтобы кому-то доверять, необходимо самому иметь определенный уровень самоуважения и навык делегирования ответственности. Человек, способный доверять другим, должен иметь низкий уровень тревоги и высокую степень уверенности в себе. Только при этих условиях он может кому-то передать ответственность за что-то, особенно ребенку.
Вот тут-то мы и сталкиваемся с реальной проблемой Монтессори-образования, а именно, - это педагоги, обладающие подобными качествами. Требования к педагогам в системе Монтессори очень высоки. На мой взгляд, такими качествами, которые Мария Монтессори ожидала от педагогов, должны обладать учителя в любой образовательной системе. Именно в этом и лежит изюминка Монтессори-образования. Несмотря на то, что система Монтессори делает упор на самообразовании ребенка, без грамотного, личностно развитого педагога ее цели не достижимы! В целом система и все удивительные Монтессори-материалы не будут работать без профессионально компетентного взрослого. Поэтому, когда педагоги ездят по садам и школам и самозабвенно фотографируют Монтессори-среду, по большей части вся эта деятельность не имеет смысла. Главное, что им стоит делать, - это смотреть, как работает тот или иной педагог. Именно в его работе заключено волшебство Монтессори-класса.
И не важно, какой именно диплом у педагога AMI, или AMS, или какой-то еще. Если педагог не понимает глубины и сути метода, то его класс не будет работать в полную силу. Если педагог не стремиться к развитию и самосовершенствованию личностному и профессиональному росту, то не будут достигнут тот эффект, который многие называют «Чудом Монтессори».
Представьте, насколько должен быть личностно зрелым взрослый, чтобы доверить ребенку 2-3 лет среду, чтобы уважительно относится к ребенку, снизить контроль до минимума, перестав делать постоянные замечания и предоставив малышу самостоятельный выбор, более того, этот выбор приняв.
В Монтессори-классе есть еще одна особенность – отсутствие оценок в любой форме, будь то отметки или их словесное выражение. Для нашего менталитета часто это наиболее сложный пункт для понимания. Фразы «Молодец», «Хорошо», «Красиво», «Плохо», «Ты не прав!» постоянно слетаю с губ родителей и педагогов. Как показывает практика, заменить их на фразы-чувства («Мне приятно», «Я рад», «Я расстроен» и т.д.) взрослым бывает очень сложно: проще оценить кого-то, чем сказать о себе, о своих чувствах, т.к. это предполагает некий постоянный самоанализ, работу с самим собой.
Формирование самостоятельности у ребенка в Монтессори-школе проходит несколько этапов, которые реализуются в среде, специально подготовленной для каждой конкретной возрастной группы (0-1, 1-3, 3-6, 6-9 и т.д.). Например, для детей 1-3-х лет правила вносятся как данность, для 3-6 лет – они обсуждаются, а в 6-12 лет – их создают сами дети. Но самостоятельно продуцировать правила и конструктивно изменять среду в 6-7 лет оказывается готовим не каждый ребенок, а только тот, который получил соответствующий последовательный опыт либо в Монтессори-классе, либо условия создали родители.
Обычно к 6-7 годам монтессорианские дети уже не просто готовы жить по правилам, но и имеют навыки самопланирования и контроля за реализацией своих планов. Их степень самоорганизации и личностной зрелости просто поражает. Они уже способны к тому. Чего часто не могут многие взрослые, например, распланировать свой день и данному плану следовать.
Надо отметить, что жить с ребенком-монтессорианцем готов не каждый родитель, т.к. в 6-7 лет - это человек, обладающим своим четким мнением и аргументацией в пользу данного мнения. Соответственно, родитель должен быть готов принять мнение ребенка, отличное от его собственного. Это накладывает и на родителя определенные обязательства – он должен стать человеком, который сам готов личностно расти ради своего ребенка, т.о. ребенок становится неким учителем для нас взрослых.
Все выше сказанное говорит с одной стороны – о глубине и сложности реализации системы Монтессори, с другой – о том, что следование данной системе – это осознанный выбор и педагога, и родителя. Выбирает ее лишь определенная часть общества. Это вполне нормально, так и должно быть. Мы не должны в системе Монтессори стремиться к тому, чтобы она стала повсеместной, но ее идеи уважительного и равного отношения к ребенку, следования физиологическим и психологическим особенностям детей в обучении, развитие самостоятельности и креативности, на мой взгляд, должны проникнуть во все образовательные системы и раствориться там, как это произошло во многих странах.
Comments